Зачем IT-специалисту преподавать
Когда доходишь до senior-уровня, поиск новых путей профессионального роста усложняется. Кажется, что все курсы пройдены, лекции прослушаны, а кейсы конкурентов засмотрены до дыр. Один из вариантов развития — преподавание. В роли учителя вы получите знания и навыки, которые не всегда можно натренировать на обычной работе. Ведь лучший способ научить чему-то другого человека — научиться этому самому.
Преподавание позволяет IT-специалистам изучить и углубить знания в своей области.
Чтобы эффективно передавать информацию и наставлять студентов, преподаватель должен быть в курсе последних тенденций и новых разработок в индустрии. Поэтому, становясь преподавателем, айтишники принимают на себя ответственность постоянно обновлять свои знания и оставаться в тренде. Таким образом, преподавание стимулирует их к саморазвитию и профессиональному росту.
У дизайнера широкое поле деятельности: первые годы в профессии ты изучаешь сразу много тем — UX, UI, теории цвета, типографика, верстка и другое. Нужно натаскаться в каждом, чтобы прилично закрывать проекты. Думаю, подобная логика применима и к другим IT-профессиям.
Когда изо дня в день выполняешь похожие задачи, то начинаешь накатывать колею решений. А это очень опасно для творческих профессий. Углубление знаний — следующий уровень в карьере IT-специалиста.
Публичные выступления
Еще один плюс – преподавание позволяет айтишникам развивать коммуникативные и лидерские навыки. В работе разработчика программного обеспечения часто необходимо взаимодействовать с другими членами команды и принимать решения. Преподавание помогает улучшить навыки общения и работу в коллективе. Эти навыки могут быть полезными и в профессиональной деятельности айтишника. В работе дизайнера или разработчика не предполагается особых разговоров, тем более на удаленке. Многие панически боятся живых публичных выступлений. А за счет проверок работ, которые надо было комментировать, вырабатывается навык четкого и емкого выражения мыслей.

Развитие насмотренности
Процесс проверки домашних заданий и работ подопечных может помочь вам в нескольких вещах:
– Систематизировать частые ошибки в работах — теперь с ходу могу различать, что не так.
– Систематизировать свой фидбек к этим ошибкам. В работе это помогает не давать обратную связь с нуля, а использовать уже наработанные паттерны общения и обсуждения, что сильно экономит время.
– Собрать свою базу качественных референсов по каждой проблеме и делиться ею с коллегами в рамках фидбэка.
Тут есть опасный момент: перед тем, как развивать насмотренность слабых и требующих доработки проектов, нужно убедиться, что у вас есть четкое понимание того, что такое хорошо и плохо в вашей сфере. И вы уже насмотрены на качественные работы.
Также эта практика помогает анализировать свои работы. Иногда в процессе дизайна решение не приходит. Видишь что что-то не так, но взгляд уже замылился. Тогда подумайте, что бы вы сказали другому дизайнеру, если бы он показал вам этот проект.
Как совместить преподавание и основную работу?
Преподавание — своего рода инвестиции. Когда человек четко понимает, зачем он идет преподавать, он находит время. Здесь важно найти какой-то свой определенный драйв.
Нужно четко себе отдавать отчет, что это дополнительная нагрузка. Очень многое построено на самоорганизации. Так что преподавание — это про осознанный выбор.
Кто-то на выходных работает, кто-то — в нерабочее время. Нужно для себя спланировать изначально, что энное количество часов будет уходить на преподавание.
Это можно сравнить с собственным обучением, когда мы, например, на какой-нибудь дополнительный курс записываемся, мы же понимаем, что он стоит дополнительного времени. И когда кто-то покупает курс, но это дополнительное время не закладывает, он просто перестает ходить, бросает, потому что другие дела отвлекали. А если человек спланировал и понял, что для него это важно, он выделит дополнительные три часа в неделю и пройдёт курс до конца.
Еще хорошо помогает организовать себя и выделить время для преподавания работа в команде с методистом, менеджером курса и другими спикерами. У вас могут быть еженедельные встречи, прогоны, репетиции. Все это помогает понять, что ты не один где-то в вакууме создаёшь абстрактный курс, понять, какая цель, какой сейчас прогресс. Это такой поддерживающим механизм.