Что выбрать продавцу: свой интернет-магазин или маркетплейс?
Разница между маркетплейсом и интернет-магазином
Интернет-магазин и маркетплейс являются двумя различными моделями электронной коммерции. интернет-магазин представляет собой самостоятельную торговую платформу, в то время как маркетплейс объединяет различных продавцов на одной платформе. Среди наиболее популярных: Яндекс.Маркет, Ozon, Wildberries, СберМегаМаркет, KazanExpress. На этих площадках представлены товары всевозможных категорий: электроника, бытовая техника, компьютеры, мебель, детские товары, одежда и обувь и т.д.
Особенности продаж на маркетплейсах
- Маркетплейсы предлагают широкий ассортимент товаров от различных продавцов. Это позволяет покупателям выбирать из большого количества вариантов и сравнивать цены и качество товаров.
- На маркетплейсах существует высокая конкуренция между продавцами, что может привести к снижению цен и улучшению обслуживания для привлечения покупателей.
- Покупатели могут оставлять отзывы о товарах и оценивать качество обслуживания продавцов. Это помогает другим покупателям принимать решение о покупке и повышает доверие к продавцам.
- Маркетплейсы имеют большую базу пользователей, что позволяет продавцам достичь широкой аудитории и увеличить объем продаж.
- Маркетплейсы предоставляют удобную платформу для продажи и покупки товаров, обеспечивая безопасные транзакции и защиту прав покупателей и продавцов.
- На маркетплейсах часто предлагаются дополнительные рекламные возможности для продавцов, такие как создание специальных предложений и промоакций, чтобы привлечь больше покупателей.
Плюсы и минусы продажи на маркетплейсах
Плюсы маркетплейсов | Минусы маркетплейсов |
Легкий выход на площадку | На маркетплейсах высокая конкуренция в популярных нишах. |
Высокий спрос у аудитории | Поставщик не имеет доступа к аналитике маркетплейса о поведении человека: сколько товаров он отложил, добавил в корзину и не купил, что остановило его от покупки, какое время человек провёл на сайте, какую продукцию ищет и так далее. |
Он отвечает за трафик и продвижение площадки, занимается контекстной рекламой, SEO, e-mail-маркетингом. Продавцу товара не надо вкладывать деньги в продвижение, чтобы привлечь аудиторию. | Сложное или почти невозможное построение своей лояльной аудитории. |
Маркетплейс берёт на себя всю рутину — складскую логистику, доставку, виртуальную витрину и т.д. | На маркетплейсах есть рейтинг продавца, основанный на отзывах покупателей. Но часто люди занижают оценку по причинам, связанным с работой площадки, а не поставщика. |
Не нужно думать про прием оплаты. Платежи принимает площадка, она же переводит деньги продавцам за вычетом комиссии. | Маркетплейсы сами решают, насколько снижать цены во время распродаж, например в «Черную пятницу». За отказ от участия в кампании площадка может увеличить размер комиссии или оштрафовать. |
Особенности интернет-магазинов
Интернет-магазины для брендов — это уже проверенный способ ведения торговли своим товаром, он имеет множество возможностей, которые никуда не ушли с приходом на рынок маркетплейсов. Кроме того, брендовые или категорийные интернет-магазины всё ещё имеют ряд преимуществ перед массовыми продажами на маркетплейсах.
Всё делает сам продавец — изучает рынок, конкуренцию, сам работает над определением и формированием целевой аудитории, создаёт образ своего покупателя и определяет его потребности. Вы не ограничены никакими алгоритмами и можете углубляться и расширяться так, как нужно вам и вашему бренду. Для одних это плюс, для других минус, поскольку такая возможность – не только большая перспектива, но и огромный пласт информации, которую необходимо изучить и правильно применить.
Плюсы и минусы собственного интернет-магазина
Плюсы интернет-магазина | Минусы интернет-магазина |
Широкие возможности для развития и продвижения. | складская логистика и доставка ложатся на ваши плечи. |
Связь с клиентами. Возможность сформировать свою клиентскую базу и взаимодействовать с ней. | Предпринимателю нужно самостоятельно подключать интернет-эквайринг к онлайн-магазину. Без этого инструмента покупатель не сможет оплатить заказ через интернет. |
Есть детальная аналитика продаж. Вместе с данными о клиентах собираются детализированные данные о продажах: даты и суммы заказов, отложенные товары, истории поиска. | Для нового интернет-магазина потребуется немалое время и большой рекламный бюджет, чтобы привлечь целевой трафик на сайт. |
В интернет-магазине клиент выбирает только среди вашей продукции и не отвлекается на чужую. | Разработка интернет-магазина довольно затратна, его наполнение и интеграции занимают от 4-6 месяцев. Но качественный интернет-магазин — это инвестиция на 5-10 лет вперёд. |
Стоимость товара определяете вы, ориентируясь на конкурентов и учитывая ситуацию на рынке. | Для обслуживания собственного интернет-магазина требуются специалисты. Например, программист, если нужно что-то исправить или подключить к сайту новый сервис. |
Кому выгодно выходить на маркетплейс?
- Тем, кто хочет быстро начать продажи без больших затрат на создание и продвижение собственного интернет-магазина.
- Желают использовать уже существующую базу клиентов и трафик самого маркетплейса.
- Имеют ограниченное количество товаров и не хотят заниматься разработкой и поддержкой собственной платформы.
- Хотят сосредоточиться на продажах и обслуживании клиентов, а не на технических и административных задачах.
- Тем, у кого простые, понятные товары, которые не требуют консультаций. Например одежда, товары для дома, обувь
- Есть небольшой стартовый капитал или компания совсем маленькая. Нужны быстрые продажи, а денег на продвижение, логистику и свой сайт ещё нет.
Иметь свой интернет-магазин выгодно, если:
- У вас большой ассортимент товаров и хотят контролировать весь процесс продажи от начала до конца.
- бренд уникальный и необходимо иметь полный контроль над его развитием и имиджем.
- нужно интегрировать интернет-магазин с другими системами и сервисами для автоматизации бизнес-процессов.
- Вы желаете иметь возможность гибко управлять ценами, акциями и маркетинговыми кампаниями.
- Есть бюджет на создание сайта, рекламу, склад, логистику.
- Вы совмещаете продажу и товаров, и услуг.
Выбор между своим интернет-магазином и маркетплейсом зависит от ваших целей, предпочтений и ресурсов. Некоторые продавцы предпочитают гибридный подход и продвигают товары как на своем интернет-магазине, так и на маркетплейсе, чтобы получить максимальную видимость и охват аудитории.